Кулиджа́нов Лев Александрович (1924-2002), кинорежиссёр, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984). Фильмы: «Дом, в котором я живу» (1957, совместно с Я. А. Сегелем), «Когда деревья были большими» (1962), «Синяя тетрадь» (1964), «Преступление и наказание» (1970), «Звёздная минута» (1975), телефильм «Карл Маркс. Молодые годы» (7 серий, 1980; Ленинская премия, 1982) и др. В 1965-86 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Профессор ВГИКа (с 1977).
* * *
КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович - КУЛИДЖА́НОВ Лев Александрович (19 марта 1924, Тбилиси - 18 февраля 2002, Москва), российский кинорежиссер, Герой Социалистического Труда (1984), народный артист СССР (1976), первый секретарь Союза кинематографистов СССР (1965-1986).
Окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)) в 1955 и тогда же дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты - «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу» (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. В этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям самого Кулиджанова.
Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда деревья были большими» (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. В. Никулина (см. НИКУЛИН Юрий Владимирович), или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая (см. ГУЛАЯ Инна Иосифовна)), заслуживают истинного сочувствия и любви.
Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично.
Стремление Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей - Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская премия, 1982) - обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны.
Два последних фильма Кулиджанова - «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) - знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом Кулиджанов утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма.